воскресенье, 24 августа 2014 г.

Фестиваль Kirmes am Rhein и парад стрелков в Дюссельдорфе

На пути к Рейну. По другую его сторону уже виднеются аттракционы.
Как я уже упомянул, немцы со своим веселым нравом очень любят различные фестивали. Думаю, все знают о самом крупном в Германии Октоберфесте.  Или, по крайней мере, слышали о нём. Но, возможно, не все знают о других популярных в Германии народных празднествах.
Каждый год спорят жители городов и фанаты различных мероприятий на тему того, какое же из них - самое крупное. По количеству посетителей за все время лидирует Октоберфест, а дюссельдорфский Kirmes am Rhein занимает второе место, по числу посетителей в день же Kirmes даже превосходит соперника (Октоберфест длится на 6 дней дольше).

Количество посетителей за все время проведения мероприятия, в миллионах.
Обычно народные фестивали относятся либо к церковным праздникам, либо к определенным временам года (начало весны или года), многие из них развивались из ярмарок. Название Kirmes восходит к слову "Kirchmesse". Оно означает богослужение, устраиваемое по случаю освящения цервки, а также ежегодно в память святого или события, которому она была посвящёна. В Дюссельдорфе это праздник католической церкви святого Ламберта. Вторым же поводом проведения фестиваля считается день памяти святого Аполлинария из Равенны. Этот день до сих пор является важным в календаре традиций города.  Мощи святого были перевезены из Ремагена как раз в вышеупомянутую церковь. Позже жители Дюссельдорфа решили почитать св. Аполлинария в качестве покровителя своего города.

В конце 14 века герцог Берга (герцогство, резиденцией которого был Дюссельдорф)  Вильгельм I покупал и похищал для города реликвии. Среди них останки св. Аполлинария, находящиеся сейчас в церкви святого Ламберта. Дело в том, что они были важным фактором развития. Чем больше в церкви реликвий, тем больше паломников и посетителей она привлекала. Тем самым в город перетекали денежные средства.
Главный организатор Kirmes - стрелковое общество святого Себастьяна. Для чего же создавались такие общества и как они связаны с церковным содержанием праздника?  В средние века некоторые города должны были сами себя защищать от грабительства, поэтому создавались так называемые бюргерверы, похожие на сегодняшнюю полицию, охранявшие город. Со временем военное значение таких объединений ослабло, это связано в основном с выставлением регулярных войск и гарнизонов для защиты. Таким образом зародились стрелковые братства и фестивали, главной целью которых были поддержка местных традиций и обычаев. 

Этот шатёр находится прямо посреди аттракционов. В нём со знамёнами собираются представители различных обществ (в основном стрелковых, но есть также общества, ставящие своей целью содействие развитию ярмарок, фестивалей и т.п. Они занимаются установкой аттракционов, карнавальных игр вроде стрельбы по шарикам и т.д.)
В немецкой культуре есть одна очень интересная опера, которая называется "Вольный стрелок". Под "вольными" понимали соревнования по стрельбе, в результате которых лучший стрелок выигрывал себе определенные привилегии. В самой опере рассказывалась легенда о лесном вредителе, которого за его преступления приковали к лесному оленю. Ради забавы князь пообещал тому, кто подстрелит оленя, не задев преступника, лесное хозяйство и замок впридачу. С тех пор в качестве привилегии можно было получить освобождение от уплаты налогов или право на бракосочетание. 

Фрагмент из "Freischütz". Герой по имени Макс стреляет по голубю в присутствии князя.
Сейчас эта традиция, конечно, видоизменилась. От налогов никто уже не освободит, да и вместо настоящих птиц стреляют теперь по их макетам. Лучший стрелок по высоко закрепленным "мишеням" в течение года носит титул короля стрелков. Издавна такие стрелковые фестивали проводились в одно время с церковным праздником. Поэтому-то эти два события так взаимосвязаны, вокруг шатра всегда полным ходом идёт праздник Kirmes. 

Вот так выглядит сегодняшнее соревнование за титул короля стрелков.
Таков глубинный смысл этого праздника. Но есть то, что видно каждому непросвещенному гостю. На десять дней преобразовывается оберкассельский луг на левом берегу Рейна в площадку для более 300 аттракционов. На выбор традиционные карусели на цепях, колесо обозрения, водные гонки, лабиринты, комнаты страха и многое другое. 

Daemonium, один из так называемых Geisterbahn'ов. Хоть там и было много неприятных моментов, которые по идее должны были напугать, мне почему-то всю дорогу было дико смешно.
Присев на свободном на лугу месте, решили дождаться темноты. После ее наступления впечатляющий вид имеет вся эта красота.
Оригинальный лабиринт на тему стройки.
Довольно интересный аттракцион, в вагонетке по как будто настоящим шахтам. Мне вот только цена слишком дорогой показалась, установленный мной формат бюджетного путешествия не позволил прокатиться.

Идём уже обратно по мосту Rheinknie.
Кстати, голодным сюда идти ни в коем случае нельзя. Здесь, например, есть специальные площади с деликатесами из Франции (с соответствующим оформлением в стиле французской деревеньки), на других площадях фирменные блюда из самого Шварцвальда. Даже китайский и баварский сады здесь. Повсюду аромат разнообразных закусок из рыбы, немецкие сосиски, брецели, оладьи и многое другое. Совсем не удивительно, что каждый год сюда привлекается более 4 миллионов посетителей, очень уж излюбленное это место среди туристов и местных жителей. 

Сначала я несколько удивился, когда, пытаясь найти место проведения Kirmes, обнаружил на его место в Google Maps просто пустой луг. Так каждый год и происходит. Фото слево сделано в конце июня, то есть буквально за пару недель до начала фестиваля.
Нельзя не отметить то, что Kirmes - важнейший экономический фактор для Дюссельдорфа. Конечно, отстраивать каждый год все эти огромные объекты развлечения, а затем демонтровать их, обходится недёшево. В этом году руководитель стрелкового общества, а вместе с тем и всего фестиваля, посетовал на ужасное состояние луга. Грязь, слякоть, борозды - от газона и следа не осталось. Обычно приведения местности в нормальное состояние стоит 25-30 тысяч евро, в худших случаях 60. А в этот раз придется затратить и вовсе около 80 тысяч, виной всему сильные ливни. Поэтому и цены там немаленькие, 5-6 евро - обычная цена на поездку на чем-то вроде американских горок. Вообще "самый большой" Kirmes стал уже своеобразным брендом. Вокруг названия его, кстати, уже много лет разгораются дискуссии между организаторами и католической церковью, которая хочет переименовать праздник в "Kirmes святого Аполлинария". Но очевидно, что в головах людей уже закрепилось старое название, и менять его уже никто не будет.

Феликс Мендельсон, немецкий композитор, так отзывался об этом празднестве в письме от 1834 года: "Сегодня же Kirmes! Это значит, что все жители Дюссельдорфа пьют вино. Не то чтобы они не делали этого в другие дни, но они при этом идут гулять! Не то чтобы они не делали и этого в другие дни, но при этом во всем городе в разгаре танцы, пения с переливами, все напиваются, на улицах передвижной цирк с животными, кукольные представления, всюду пекут вафли...". Изображение 1874 года, тогда еще праздновали в Гольцхайме, одном из районов Дюссельдорфа. На левый берег Рейна перенесли место действия после постройки в самом конце 19 века оберкассельского моста.
Многие считают кульминацией стрелкового фестиваля исторический парад, проводимый в первое воскресенье после открытия Kirmes. Музыкальные оркестры, кареты, лошадиные упряжки, исторические группы наездников делают парад стоящим внимания. В любую погоду маршируют более 3000 стрелков, 40 оркестров через центр города. Каждый участок маршрута знают наизусть, многие из них уже около 50 лет состоят в стрелковых обществах. Организаторы парада гордятся также многими историческими персонажами. Здесь отражается вся история Дюссельдорфа. Костюмы в венецианском стиле, времен Наполеона или из так называемой бидермайерской эпохи (после войны с Наполеоном до революции 1848 года). 

Не стоит забывать и Иоганне-Вильгельме со своей супругой Марией Луизой фон Медичи. Один парик курфюрста стоил 1500 евро. Иоганн-Вильгельм (или Ян Веллем, как его еще называли) значит очень много, вместе с Генрихом Гейне считается известнейшим "сыном" города, не зря на знаменитой площади Marktplatz у ратуши стоит его памятник. Дело в том, что он, хоть и оставил после своего правления долги, продвигал искусство, при нём город пережил градостроительный и культурный расцвет. 

Слева актеры, играющие Иоганна-Вильгельма с супругой
Подводя итог, скажу, что атмосфера в городе в этот период потрясающая, видно, с какой заботой стараются люди поддерживать свои традиции. Члены стрелковых обществ из разных регионов даже отменяли свои отпуска ради участия в параде. После открытия фестиваля в шатре некоторые из стрелков отправились покататься на теплоходе по Рейну. Я не удержался и решил на своем не всегда идеальном немецком расспросить, что же для них значит, быть стрелком. К таким туристам они очень дружелюбны, ведь радость и любопытство посетителей фестиваля для них - единственное вознаграждение за труды. Как я понял, состоять в таком обществе значит не только носить традиционные костюмы и пить пиво (что они, конечно, с радостью делают). Это значит передавать опыт и знания истории общества, быть частью братства, в котором каждый может помочь, положиться на другого. Они с радостью соблюдают главные ценности общества и поддерживают командный дух.

Комментариев нет:

Отправить комментарий