понедельник, 18 августа 2014 г.

Крефельд. История города "как бархат и шёлк"

Крефельд обладает очень удобным местоположением, находясь всего в 23 км от Дюссельдорфа, до которого можно всего минут за 25 добраться на RE10. Я несколько раз так и делал, однако и в самом Крефельде есть много интересного. Первая прогулка по городу состоялась уже на следующий день после прибытия.

Уютное с первого взгляда кафе. "Ваша жена хочет попробовать у вас пиво? Не переживайте, у нас есть и двухлитровые стаканы!"
Главной задачей был поиск интернета и Wi-Fi, к сожалению, в Германии бесплатный доступ к сети дается только в некоторых кафе при условии, если вы что-то заказали. Единственное, что нашли, это какое-то интернет-кафе, в котором 1 час стоит 1 евро. Второй важной и логически вытекающей из первой задачей было найти сим-карту с выгодным тарифом (звонить нам никуда не нужно было, поэтому искали стартовый пакет с возможностью подключить высокоскоростной интернет с лимитом 1 или 3 gb). Так как было воскресенье, мы могли только взять на заметку, какие есть салоны связи, чтобы затем вернуться на следующий день. О результатах наших исканий можно будет почитать здесь.

Прогулка до центра города очень порадовала, хоть я и не успел попасть на концерт органной музыки в местной церквушке. 

В церкви святого Дионисия каждый месяц по воскресеньям проводят бесплатные органные концерты. На похожем концерте я смог побывать уже только в Кёльне двумя неделями позже.
Город показался очень даже большим (в дальнейшем это предположение подтвердилось, поездка в другой район города в замок заняла около 30 минут на трамвае), но при этом уютным и симпатичным.
Повсюду национальные флаги Германии, что было довольно непривычно. По всей вероятности, это связано с одним важным спортивным событием этого времени...
Та самая церковь.
Испанец Guiellem рядом с автомобилем Corvette
Надо сказать, эта прогулка не была моим первым знакомством с городом. Все началось с того, что я решил покопаться в истории Крефельда, еще до поездки. Название города произошло предположительно от слова Krähenfeld, что означает "воронье поле". На левом берегу Рейна в средневековье выросли крестьянские поселения, а со временем на территории нынешнего Крефельда стали появляться важные постройки. Таким образом в 12 веке после возвращения из крестового похода Отто фон Линн решил применить на практике приобретенные знания о построении крепостей, так возникла крепость Burg Linn.

К тому же возведен замок Haus Rath, вероятно, он выполнял роль укрепленной таможенной станции. Церковь со своим священником была уже предположительно в 11 веке, а в 1166 году она была названа в честь святого Дионисия, который позже стал символом города.  Все это привело к тому, что недавняя деревушка сначала получила право проводить недельные и ежегодные ярмарки, а в 1373 году получила статус города.

Надо сказать, тогда еще Линн не относился к Крефельду, а принадлежал графству Kleve, в то время как сам город Крефельд - графству Moers. В начале 14 века рыцари-разбойники, обитающие в крепости Линн, совершали нападки против относящегося к Moers Крефельда. 

Модель города и крепости Линн. 1650 год.
В этом и заключается одна из особенностей современного Крефельда. В разных его частях можно найти архитектурные и другие свидетельства, отражающие историю, которая никаким образом не связана с общей историей только одного города. Это прежде всего история старого Крефельда, Линна, Юрдингена и Хюльза, которые когда-то принадлежали различным господским областям. Прусско-классический Крефельд, Uerdingen и средневековый Линн, испытавшие влияние кельнского курфюршества (после реформации они, в отличии от Крефельда, остались католическими), церковные деревни Fischeln и Hüls, еще и Bockum со своими виллами и загородными домами. К тому же и меньшие части города с собственным прошлым... 

А вот такой "аттракцион" ожидал нас в археологическом музее рядом с крепостью Линн. Собрали районы города. Через мост в правой части города (Uerdingen), можно попасть в Дуйсбург, он находится немного выше по течению Рейна, по правой стороне от него. Дюссельдорф же на юго-востоке от Крефельда.
Экономически, социально и религиозно они все были тесно связаны, но административно и политически объединились либо добровольно, либо принудительно только в течение 20 века. То были территориальные реформы, объединившие вышеупомянутые части в одну и сделавшие Крефельд центром. Всё дело в бурном развитии этого города, начавшемся в 18 веке, а затем продолжившемся уже после французского господства с первой половины 19. 

Событие, значение которого для Крефельда невозможно переоценить, произошло уже в 1600 году. Город перешел во владение дома Oranier. Нидерландский принц Moritz von Oranier наделил графство Moers и вместе с ним Крефельд религиозным нейтралитетом, что в эпоху религиозных войн было очень важным. Это значило, что Крефельд стал своеобразным оазисом для религиозных беженцев, находивших в нем пристанище. Заодно город  намеревался принять участие в "Золотом веке" Нидерландов, ведь беженцами были также меннониты, представители протестантского движения именно Голландии. Зачастую они были усердными работниками и предпринимателями, поэтому очень быстро стали зажиточны. Одним из таких людей был Adolf von der Leyen, переселившийся в Крефельд в 1636 году. Как и другие набожные меннониты, он не был попрошайкой, а привез с собой капитал и знания в области шелкового производства и международные деловые связи. 

Фридрих Великий посещает дом семьи von der Leyen.
Поколения спустя семья von der Leyen оставалась "шелковой династией" и одной из самых богатых во всей Пруссии (в 1703 году наследие династии Oranier перешло во владение династии Гогенцоллернов). Немецкий ученый Вильгель фон Гумбольдт так отозвался о Крефельде после визита в 1789 году: "Не припомню, чтобы видел картины бедности на улицах города. Дома построены в голландском стиле, однако же немного менее перегружены украшениями. Некоторые заслуживают даже быть на прекрасных улицах Берлина. Дороги в основном чисты, весь город носит приятный, благополучный вид". 

Образцы ткани для мужского жилета. Конец 18 века.
За счет шелковой промышленности город рос очень быстро. Ищущие работу из близлежащих городов мигрировали сюда. Около 50 тысяч ткацких станков шумели в Крефельде по поручению "шелкового барона". Кайзеры и короли со всего мира и не в последнюю очередь католическое духовенство стремились облачаться в драгоценные роскошные ткани из Крефельда. Среди клиентов, которых снабжал знаменитый город, были выдающиеся Наполеон Бонапарт или прусский король Фридрих II. После введения свободы предпринимательства фирма von der Leyen потеряла статус монополии, и уже во второй половине 19 века 180 крефельдских фирм были заняты в производстве шелка. Позже стали развиваться другие отрасли, город стал одним из богатейших во всей Германии. Жители его горды тем, что в нем никогда не было резиденции князей или епископов. Крефельд вырос только за счет старания и прилежности своих жителей. 

Такие дома демонстрируют серьезное благосостояние, которое заработал город благодаря процветающей в прошлом текстильной промышленности
Сегодня великое богатство города в прошлом. Текстильная промышленность переживает примерно с середины 20 века затянувшийся упадок, к 1987 году она уже составляла всего 2,4 процента всей экономики. Тому есть несколько причин:
  1. серьезные разрушения предприятий во время Второй мировой войны (на них шили важные в военном плане материалы для формы и брезенты для грузовиков);
  2. основное значение в экономики носят химическая отрасль (40 процентов валового оборота), металлическая промышленность, машиностроение и пищевая промышленность;
  3. реорганизации предприятий, также спад, связанный с социальными проблемами и необходимостью перехода от ручной ткацкой работы к машинной (в результате индустриализации);
  4. с 1965 по 1968 год решение второго ватиканского совета положило конец многим специализированным предприятиям. Раньше одеяния священников шились из шелка и бархата, но после не должны были больше использоваться, поэтому в одеяниях такого рода больше не нуждались.

Крефельд к концу Второй мировой войны. Взгляд на Dionysiuskirche.
Хоть текстильная промышленность в Крефельде теперь и не является опорным пунктом, бывший прославленный "шелковый" город сегодня - центр производства галстуков. 80 процентов произведенных в Германии галстуков имеют происхождение именно там. 


Сегодня климат города формируют толерантность и гостеприимство. Где раньше огромное состояние богатых предпринимателей шло на постройку больниц, школ, где граждане основывали музеи, театры и парки, сегодня остается осознанная ответственность, когда речь идет о сохранении и развитии культурных или социальных учреждений.

Непосредственное знакомство с городом состоялось двумя днями позже, когда мы отправились на прием в ратушу (Rathaus) к бургомистру, а затем посетили уже известную нам крепость Линн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий